Фотообразование в России. Материал из журнала "FOTO.VIDEO".

Первые фотошколы создавались около 15 лет назад. Можно назвать несколько знаковых, которые стоят у истоков. Фотошкола «Фотограф» начинала свой путь в главном кинематографическом вузе стра­ны — ВГИКе. 

 

ФОТОГРАФИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ

Ситуация с отечественным фотографическим образованием напоминает лотерею.

Да, среди образовательных учреждений есть отличные и компетентные, однако несведущий человек всегда может попасть в руки проходимцев.

Никто не знает, сколько точно фотошкол, фотокурсов — учеб­ных заведений по фотографическому дополнительному обра­зованию в России. Строгий учет, как, например, в случае с высшими учебными заве­дениями, здесь не ведется. О количестве можно только догадываться по доброволь­ной регистрации самих фотошкол/фотокурсов на тематических интернет-ресурсах. Например, на одном популярном сайте их — 579. Для сравнения: вузов в нашей стра­не — 969. Много это или мало? По дан­ным Федеральной службы государствен­ной статистики за 2014 год, численность населения России составила 143,7 млн человек. Получается, что в среднем на 249 тыс. человек приходится одно учеб­ное заведение по фотографии. И это очень мало. И тем не менее, когда будущий слушатель начинает выбирать курсы, он оказывается в ступоре из-за огромного количе­ства разнообразных предложений. Парадокс, но факт.

Откуда взялось такое количество? Первые фотошколы создавались около 15 лет назад. Можно назвать  знаковые, которые стоят у истоков. Фотошкола "ФОТОГРАФ начинала свой путь в главном кинематографическом вузе стра­ны — ВГИКе. 

Бурное развитие фотостудий за последние годы также привело к созданию неимоверного количества курсиков, курсов, проведению мастер-классов, семинаров. Фотостудии, пытаясь выжить, организуют обучение, несмотря на отсутствие лицензии и педаго­гического опыта у персонала. Многие фотографы-практики, даже известные имена, встали в ряды педагогов. Но хоро­ший фотограф — это не обязательно хоро­ший педагог.

Кто действительно научит? Педагог — это профессия, которой надо учиться, пре­жде чем взять на себя нелегкий труд и ответственность — учить других. В пер­вую очередь это профессионалы, получив­шие образование во ВГИКе советского и постсоветского периода. Так сложилось исторически, что на кинооператорском факультете этого вуза были созданы и освоены теоретические и практические фундаментальные методики и технологии преподавания фотографических дисциплин. Но время не повернуть вспять.

Что же делать тем, кто только сегод­ня почувствовал призвание к педагогической деятельности в сфере фотообразования? Есть две новости.

Плохая новость. Высшего фотографического образования у нас в стране нет. Почему? Объяснить этот факт мало кто возьмется. Мы, как всегда, игнорируем мировой опыт и идем своим путем. Например, в сравнительно небольшой по террито­рии Германии — более 40 учебных заведе­ний различного уровня (вузы и профессио­нальные школы — Berufsschule — аналог российских профтехучилищ). Студентам предлагается большой выбор специальностей, названия которых начинаются на «фото» — фотожурналист, фотохудож­ник, рекламный фотограф…

Наши граждане едут учиться в США, Великобританию, Францию, где можно полу­чить серьезное фотографическое образование.

Но позволить себе обучение за рубежом могут далеко не все в силу стоимости в десятки тысяч евро/долларов плюс расходы на проживание. Да и чем престиж­нее зарубежный вуз, тем выше вступитель­ный конкурс. Например, лидером фотообразования в США считается Школа искус­ства Йельского университета. Учиться при­дется долго. Сначала необходимо получить степень бакалавра фотографии или искус­ства, затем — магистратура. Но прежде при­дется преодолеть вступительный конкурс: по словам очевидцев, на одно место может претендовать около 20 человек.

Хорошая новость. Серьезные россий­ские фотографические школы, определяющие путь развития российского образовательного фотографического рынка, стараются удовлетворить спрос и предлагают потенциальному потребителю необходимые программы.

Упомянутая Фотошкола "ФОТОГРАФ" сегод­ня развивает систему подготовки фотографов, опираясь на талант и опыт педаго­гов, сотрудничающих со ВГИКом, модернизирует и создает новые, отвечающие современным представлениям о фотогра­фии, методики и технологии преподавания. Кроме того, впервые в России школа пред­лагает курсы "Подготовка педагогов по фотографии". Это комплексный курс, сочетаю­щий теорию и практику, выстроенный по современной модульной системе, орга­нически сочетающий классические фунда­ментальные основы, современные техники и технологии изложения учебного материа­ла. Для педагога важно владеть навыками работы с аудиторией, теоретическими зна­ния по методикам и схемам составления, реализации учебных планов, программ, учебных пособий, методикам и техникам анализа фотографического изображения.

Кто эти люди? С педагогами по фотографии — вопрос понятен. Чтобы «сеять разумное и светлое» другим, надо учиться. Это даже странно обсуждать. В нашей стра­не уже достаточно псевдопедагогов, владе­ющих тремя осветительными приборами и помещением, которое гордо называется фотостудией.

Но возникает другой, наболевший вопрос: почему фотографов так много, а реально хороших — единицы? Прежде чем ответить на него, необходимо разо­браться, как люди попадают в мир фотогра­фии и становятся профессиональными фотографами.

Всех слушателей можно разделить условно на две категории. Первые прихо­дят учиться, чтобы затем делать хорошие фотографические снимки для себя, друзей, заодно и для клиентов. Вторые хотят полу­чить новую профессию с возможностью углубления знаний в одном из направле­ний в фотографии. В большинстве случаев это люди с высшим образованием, с опы­том работы в какой-либо компании, не реа­лизовавшиеся творчески на своем основ­ном месте работы. На смену профессии влияет и экономический кризис. В послед­нее время фотографами особенно хотят стать юристы, маркетологи, бухгалтеры.

Первые. Они выбирают краткосрочные курсы фотографии, обычно один-два месяца обучения по два раза в неделю. Предложений разного уровня предостаточно. Многие такое обуче­ние позиционируют как основное и не тре­бующее ничего более.

Одна очень известная фотостудия в Москве в какой-то момент решила обу­чать население фотографическому мастерству. Лишь один пример. Курс длится ровно 11 занятий по три астрономических часа, принимаются все желающие. Обещают научить тому, чему люди учатся достаточно продолжительное время. Это — внимание! — бизнес-портрету, каталожной съемке одеж­ды, предметной съемке, съемке для имиджевого каталога, бьюти-съемке, съемке для рекламы косметических средств, обра­ботке фотографии (ретушь под глянец), съемке на пленере; отдельное занятие посвящено коммерческой составляющей фотографии, фотокнигам, маркетингу, пси­хологии, методам продвижения… Хочется спросить, а почему в программе нет выши­вания крестиком? Комментарии излишни. И таких новоиспеченных фотографов, полу­чивших знания за один-два месяца, увы, большинство. Именно они — основная дей­ствующая фотографическая армия.

Вторые. Они идут по более сложно­му пути, понимая, что не все хорошо, что быстро и дешево, и выбирают долгосрочные фундаментальные программы, обучение на которых длится не менее 6 месяцев три раза в неделю.

В Фотошколе «Фотограф» основной курс Фотограф. Вечер, проверенный временем, запускается три раза в год и имеет две формы обучения: очная и очно-заочная.

Очно-заочное для жителей России и занятых москвичей. Обучение строится по системе высшего образования, т.е. каждую дисциплину (а их 10) читает отдельный педагог. Отличительная черта курса — большое количество практических часов в студии и самостоятельная работа с разными источниками освещения. Это важный момент, т.к. деле­ние осветительной аппаратуры на типы важно и необходимо в образовательном процессе. Почувствовать свет и освоить навыки работы с осветительными прибора­ми позволяет именно постоянный свет.

После успешной защиты студенты полу­чают диплом о профессиональной переподготовке, который дает право вести про­фессиональную деятельность. Еще вчера, можно было утверждать, что  главный фактор при трудоустройстве фото­графа — качественные профессиональ­ные фотографии. А диплом - это повышение ста­туса, свидетельство  мотивации и заинтересован­ности в профессии, подтвержденной юри­дически, хороший пункт в резюме на соискание должности.

Сегодня ситуация в корне меняется. С  июля 2016 года без Диплома нельзя устроится на работу в качестве фотографа в государственные компании, участвовать в тендерах. С 2020 это условие будет действовать во всех компаниях, вне зависимомти от ее  формы. 

Подробно читать о профессиональной переподготовке

Столкнувшись с ситуацией, когда тебе предпочли фотографа с дипломом, люди при выборе про­грамм начинают обращать внимание на документы.

Если говорить о  более долгосрочном обучении, нельзя не упомянуть о факультете журналистики МГУ им М.В. Ломоносова. На III—IV курсах в рамках вари­ативной части образовательной програм­мы бакалавриата студент вправе выбрать несколько модулей, в число которых может входить и фотожурналистика. После успеш­ной защиты молодые люди получают диплом о высшем образовании. Правда, в дипломе будет записана специальность не «Фотография», а «Журналистика». Так же, как и в дипломах других вузов, несмотря на зазывные слоганы.

Вузы понять можно, надо выжить. Образовательный рынок, несмотря на упор­ное нежелание чиновников замечать потребности современного потребителя, развивается и провоцирует предложить клиенту «невозможное». В интернете время от времени появляется информация от вузов, что называется, «из первых рук» — «единственный вуз в Москве, где можно получить первое высшее образование в области фотоискусства». Тем не менее по окончании и в этом случае ждет диплом с записью подобного рода — «направ­ление “50.03.01 Искусства и гуманитар­ные науки”».

Зачем учиться фотографии, если уже на этапе выбора такие проблемы? Одни говорят, что фотографии учиться нужно. Другие считают, что в этом нет необходимо­сти. А нужно ли учиться хирургу, физику, искусствоведу, летчику?. Ответ очевиден. Но фотографии не повезло. Фотоаппарат — общедоступный инструмент, и кажется, что вред он может принести только в слу­чае использования не по прямому назначению. Люди, решившие стать профессиональными фотографами, любители, меч­тающие превратить свое увлечение фотографией в осмысленное творческое хобби, не должны, а обязаны учиться. Причем, как и в любом виде искусства, обучение продолжается на протяжении всей творческой жизни. Первый этап — это выбор учебного заведения, в дальнейшем — само­образование.

Есть ли оптимальный срок обучения фотографии? Это стандартный вопрос желающих связать свою судьбу с фотографией. Ответ сформулирован давно. Приходит человек к скорняку и спрашива­ет: «Вот есть шкурка. Можно из нее сшить шапку?» «Можно», — отвечает скорняк. «А две шапки?» «Можно». «А пять шапок?» «Можно». «А десять?» «Можно». Ударили по рукам. Наступил срок, и пришел наш заказчик к скорняку за заказом. И тот ему вынес десять шапочек. Вот только на голо­ву они не могли быть надеты.

Чтобы потусоваться, надо ходить на мастер-классы, и за три часа все премудрости фотонауки будут освоены.

Чтобы понять для себя, фотография — ваш путь или нет, достаточно полтора-два месяца обучения. Оканчивая краткосрочные курсы, построенные прежде всего на прак­тических занятиях, слушатели должны иметь возможность продолжить обучение на фун­даментальных курсах.

Чтобы действительно освоить первый этап профессии, необходимо месяцев шесть. Чтобы выбрать специализацию: арт-фотографию, рекламную фотографию и т.п., надо еще месяцев шесть. Эти сухие цифры основаны на положительном и продолжи­тельном опыте фотошколы «Фотограф». За подобными цифрами стоит реальное время обучения: можно шесть месяцев учиться, посещая занятия один раз в неде­лю, а можно посещать занятия три раза в неделю.

Важно гармоничное сочетание тео­рии и практики. Это должно быть отраже­но в выбранной студентом программе, с пояснениями, что за практика предполагается и какое количество часов отведе­но на выполнение каждого конкретного задания.

Продолжительное обучение позволя­ет развить мышление образами, есть воз­можность научиться «видеть свет», расши­рить общую эрудицию, необходимую фото­графу. С.М. Эйзенштейн писал: «Приступая к съемкам нового фильма, я поднимаю волну сопутствующей эрудиции». К сожале­нию, на сегодняшний день многие начинающие фотографы (и не только начинаю­щие) не могут поднять и мелкую рябь эру­диции, о волнах в этом контексте говорить не приходится.

Конечно, можно попробовать, что часто происходит, заняться самообразованием с нуля. Результат такой «академической» деятельности предсказуем и очевиден. Нахватанные сведения из различных сомнительных источников, информация из случайно попавшихся на глаза проверен­ных материалов и собственные фантазии, подкрепленные дружескими советами. Результат: впустую потраченное время и фантастические представления о профес­сии. При этом времени будет истрачено гораздо больше, чем если бы обучение про­ходило в рамках профессиональной учебной программы.

Действительно, есть примеры, когда крепкими профессиональными фотографа­ми становились люди без фотообразования. Но это исключение из правил и долгий мучительный путь самоучки. F&V

Журнал Foto&Video

Текст: Михаил Черняев

Основа коллажа: фрагмент фото Юлии Разумцевой

Все фотографии выпускников Фотошколы Фотограф

Еще в тему... Фотообразование в России

Все о курсах фотографии, новости мира фотографии, уроки по фотографии и многое другое. Просто подпишитесь!

Нажимая на кнопку «Отправить», я даю « согласие на обработку персональных данных.»