Профессия «Фотограф». Далекое будущее…

Фото: Владимир Бесчатнов

Какие профессии будут востребованы через десятки лет? Вопрос, который волнует многих ученых, исследователей, специалистов рынка труда.

Периодически появляются публикации по результатам исследований на тему "Профессии будущего". Единого списка нет, слишком быстро идет развитие во всех направлениях. Если взять небольшой временной отрезок в 10 лет, например, американские исследователи из EMSI самыми востребованными считают медработников и работников в сфере информационных технологий. По мнению специалистов портала SuperJob – это «Оператор беспилотных летательных аппаратов» и пр. Мнение наших исследователей из «Сколково» - «Сити-фермер», занимающийся культивированием сельскохозяйственных культур в городских небоскребах. Список можно продолжить. И чем больше лет, предположим 25-50, тем необычнее список профессий будущего. Не будем брать в расчет такие, как менеджер космического туризма, адвокат по робоэтике, специалист по медицинской робототехнике и пр. Нас интересует все, что относится к творческим профессиям в современном понимании этого термина: дизайнер человеческого тела, дизайнер виртуальной среды обитания, Digital-комментатор культуры. Так или иначе, работа этих специалистов строится и предполагается, что и в будущем будет строится на принципах визуальной коммуникации, строящейся на образах, знаках, изображении, наконец.

Возникает закономерный вопрос: «А что же будет с профессией фотограф, с фотографией?». Ни в одном исследовании нет и намека на эту профессию, область. Тем интереснее мнение ведущих специалистов направления…

Николай К. Жолудев, кинооператор, фотограф, педагог фотографии. 2018 г.

Умные люди обозвали фотографию «Медиумом».

Медиум – посредник, «чувствительное физическое лицо» между двумя мирами: материальным и духовным потусторонним. Подобное определение Медиума можно найти практически в любой энциклопедии.

Сегодня фотография, как посредник между материальным и духовным связана с несовершенным техническим устройством – фотоаппаратом. Т. е., вызывание духов происходит с помощью оптико-электронной машинки.

Можно предположить, что технологии будут развиваться, и через какое-то время отпадет необходимость в фотоаппарате, как инструменте.

Прогнозы, как известно, дело не благодарное. Поэтому, я бы исходил из предпосылок дня сегодняшнего. Факт, что изобразительную информацию можно получить и без фотоаппарата. Самый примитивный и расхожий пример – это сканография. Развивая эту мысль можно представить, что и ментальные образы будут в будущем превращаться в изображения. Скорее всего, классические носители фотографического изображения уйдут в прошлое, станут раритетом или казусом несовершенных фотографических технологий.

Будет ли То, что будет после фотографии «искусством»?

На вопрос: «Что такое «искусство» начиная с эпохи Возрождения, отвечали не только по-разному, но и диаметрально противоположно. Каждое новое направление в искусстве выстраивало теорию и практику на отрицание предыдущего направления. Но не одному направлению не удалось сформулировать, что же такое «Искусство».  Это «отрицание отрицания», естественно, присутствовало и в фотографии с момента официального обнародования нового способа механического получения оптического изображения и до дня сегодняшнего. Борьба за живописность фотографии, отрицание Пиктореализма, борьба за Конструктивизм, отрицание Конструктивизма, и т. д. Так что гадать за какое искусство будут бороться в будущем, не имеет смысла.

Интересен вопрос о профессии «Фотограф». Каждый ли в будущем может стать фотографом, учитывая тот факт, что фотографии можно будет извлекать непосредственно из того места, где образуются мысли?

Думаю, что профессия не отомрет. Может быть, будет называться по-другому. Люди рождаются с определенными задатками, и кто-то наверняка будет визуалом. Вот визуалы и будут фотографами, художниками, скульпторами…

Есть и еще один каверзный вопрос: а зачем нужен человек, как творец, в нашем случае фотограф, если компьютер будущего (или как он будет называться) сможет рассчитать и создать любой сюжет исходя из «идеальных» моделей этого сюжета в пролом и опираясь на самые современные сведения по теории композиции, освещения и работы с цветом? И, кстати, можно будет задать любое стилистическое решение машине. Скорее всего, изображение будет идеальным, отвечающим поставленным задачам. Вот в «идеальном» и будет заключена проблема.

Идеально гармоничное – это что-то вне человеческое. В таком предполагаемом произведении не будет тепла человеческой руки. Это мое предположение основано на дне сегодняшнем. Фотография, какой бы гениальной она не была, не может (и не должна) конкурировать с живописью. Живопись выигрывает априори. В живописном произведении даже плохеньком  есть тепло руки художника тиктальное общение с полотном, есть мазок как продолжение и запечатление мысли и духа художника. 

Вся история живописи транслирует стремление к идеалу симметрии и гармонии. Но лишь стремление. И мне кажется, что размышлять об идеалах надо не с изображений, а хотя бы с лица человека, лицо не идеально и не симметрично. Так что в будущем, фотография, какой бы машиной она не была произведена, как вид творчества, искусства не сможет обойтись без какого-либо вмешательства человека в процесс создания изображения.

Хочется верить, что еще долго будут существовать аналоговые способы создания фотографий. По крайней мере, да тех пор пока не произойдет смена нескольких поколений.

Кто сегодня в цифровую эру занимается альтернативными способами печати, знают и понимают, что они стремятся создать не тиражируемый экземпляр фотографии. Уникальность ценилась, и будет цениться долго, очень долго.

«Не щадит красота – и ее не щадили.

Как нам смысл Золотого сеченья понять?

Те, кто подняли мрамор из грязи и пыли,

Предрешили, что пылью он станет опять».

Греческий ритм.

Жан Кокто. ПЕТУХ И АРЛЕКИН.

      

Ирина В. Толкачева, искусствовед, педагог фотографии. 2018 г.

Я думаю, что с фотографией в будущем ничего особенного не случится. Она по-прежнему будет одним из основных средств и инструментов визуального восприятия и коммуникации. По-прежнему люди будут общаться друг с другом и описывать свои картины мира с помощью фотографии. По-прежнему будет существовать множество видов и жанров, различных визуальных языков. По-прежнему фотография будет предоставлять документ, (в достоверности которого всё так же будут сомневаться, но тут придётся и дальше искать компромиссы и постоянно корректировать договорённости) и по-прежнему фотография будет инструментом создания образа, средством самовыражения для всех. (Я имею в виду как художников, так и вообще любых граждан).

Что касается профессии фотографа, то трудно, конечно, прогнозировать будущее в нашем стремительно меняющемся мире. Все говорят, что из многих профессий человека вытеснят роботы (прямо сейчас стремительно вытесняют) и поэтому всем надо срочно задуматься о том, что мы можем сделать такого, чего (пока) не может делать робот. В этом смысле профессия фотографа испытает некоторые изменения. Наверное, окончательно исчезнет преимущество профессионала в смысле «я был с камерой там, где не было вас и сейчас покажу, что там происходило, и что я видел». Это преимущество уже исчезло, - как мы знаем, теперь у любого очевидца чего угодно с собой есть телефон с камерой, а дальше всё будет только хуже (ну или лучше): везде будут летать дроны, стоять видеорегистраторы, распознаваться лица и т.п. Привычная фотожурналистика уже давно трансформируется и будет трансформироваться дальше, всё больше уходя в личные интерпретации и акценты, с одной стороны, и в аналитику и чистое искусство – с другой.

Я думаю, что всяческие услуги «профессионалов» вроде портретных, свадебных, детских и т.п. съёмок тоже уйдут в прошлое. Появится ещё больше фильтров, умных программ, улучшайзеров, волшебных кнопок и т.п., которые позволят любому творить, что угодно на свой вкус и удовлетворять своё тщеславие множеством способов.

А вот в рекламе и моде, я полагаю, профессионалы будут востребованы ещё долго. Но тут будет большая конкуренция, приготовьтесь.

Что касается художников и искусства разного рода, то они тоже, разумеется, никуда не исчезнут. Но сможет ли художник заработать деньги своим творческим трудом? Думаю, как и сейчас – кому-то повезёт, а большинству – не очень, так что уповать на свою гениальность не стоит. Может быть, на фоне перенасыщенности изображениями разного рода, станет больше цениться какой-то остро индивидуальный взгляд, заметная оригинальность, и вернутся золотые времена 1960-х, которые вспоминали с ностальгией те, кто их застал, когда крупные журналы и институции давали фотографу карт-бланш, гранты и позволяли долго и вдумчиво заниматься своими проектами. А может и не вернутся. Это я просто фантазирую. В любом случае, чисто технических умений, как бы виртуозно вы ни разбирались в технологиях, каким бы навороченным оборудованием ни владели, будет недостаточно. Уж с этим точно лучше справится робот. Вообще-то это будущее уже наступило.

Жолудев Н. Николай, фотограф, педагог фотографии. 2018 г.

В вопросах будущего фотографии я оптимистично настроен. Фотография не может исчезнуть и более того в ней до сих есть множество приёмов, которые на данный момент не так часто используются или не используются вообще. Даже не смотря на то, что прошло, уже более ста лет, фотография остаётся молодым искусством. Фотография не может исчезнуть хотя бы потому, что это один из важнейших способов передачи информации. Мало кто способен прочувствовать, что когда появились первые снимки, последующие поколения впервые за всю историю человечества смогли узнать, как в действительности выглядели их родственники. Конечно, до этого, существовали картины, но только фотография была несомненным доказательством истинны происходящего в прошлом. Сейчас, почти каждый человек на нашей планете составляет свою фотографическую биографию, он рассказывает историю о том, каким он хочет казаться или каким видит себя со стороны и хотя мало, кто об этом задумывается, но это лучшее средство для того, чтобы наши потомки получили представление о нас сегодняшних. Более того, с каждым годом фотография становится всё доступнее для людей.  И так, как каждый человек уникален, то и каждая фотография получается уникальной. Конечно, многим людям свойственно подрожать остальным. И всё же, фотография не страдает от стагнации и/или деградации.  Причём области применения фотографии также практически безграничны, её использовали в кино, компьютерных играх, мультипликации, медицине, научных исследованиях. Немного, обидно, что в массе своей, о фотографии думают, как о чём-то связанном со свадьбами, рекламой и инстраграммом. Однако, это никак не преуменьшает её настоящего влияния и положения в нашем обществе. Причём фотография существует уже не только в нашей реальности, но и в виртуальной. К примеру, люди делают снимки своих экранов, игровых персонажей, в виртуальных мирах они точно также ищут интересные ракурсы, освещение, ищут характеры, а после обрабатывают свои снимки, сделанные в какой-нибудь игре. Это доказывает, что даже если человечество в данном виде вообще перестанет существовать, и мы все каким-то образом окажемся в виртуальной реальности – фотография будет жить.  Она может сменить имя, форму, технологию, но искусство запечатлевать и интерпретировать не исчезнет никогда.

Расписание. Ближайшие курсы фотографии

Все о курсах фотографии, новости мира фотографии, уроки по фотографии и многое другое. Просто подпишитесь!

Нажимая на кнопку «Отправить», я даю « согласие на обработку персональных данных.»