Фото: Joel-Peter Witkin

Внутри фотографии происходит вечная борьба с её "мёртвым" состоянием. Фотографы всего мира сражаются в неравной схватке, стараясь сделать изображение "живым", или хотя бы,чтобы снимки  казались таковыми. Проблема в том, что очень многие страдают от субъективного домысливания истории...

На практике практике приходится часто сталкиваться с людьми, которые рассказывают длинные несусветные истории про свои снимки, истории, которые для них, безусловно, звучат правдиво и чувственно, но ничего из рассказанного не присутствует в кадре. Без рассказа, без высказанной истории, абсолютно невозможно понять, что же действительно происходит на снимке и почему он вообще был сделан.

Всё это похоже на попытку реанимации трупа, будто бы добавляя текст, красивые рассказы о том, как это было сделано, мы сможем улучшить фотографию, помочь зрителю прочувствовать то же самое, что и фотограф.

Есть и иной метод "оживления" снимка. Можно добавить какой-нибудь движущийся объект в кадр.  Часто это срабатывает, однако и приводит к совершенно абсурдным результатам. Нередко видишь кадры, на которых распыляют различные объекты... Дымовые шашки, горящие газеты, огнетушители, краски – всё идёт в бой со смертью!

Но редко кто задумывается, зачем вообще нужно что-то распылять в кадре. Это уже машинальное, где-то под коркой, услышанное, увиденное. И это может кого-то убедить, но чаще всего – это не более чем ниточки, привязанные к бездыханному телу.

Да, пациент дергается, но всё ещё не живёт.

Что же такое "живая" фотография?

Идеальный обман, невероятный фокус, который удаётся только, когда нам не видны манипуляции фокусника. Секрет хорошей иллюзии в том, что мы не знаем, как она была сделана или мы настолько заворожены, что даже не задумываемся, как это было выполнено.

Именно поэтому мы советуем не перебарщивать с обработкой и уж точно не использовать какие-нибудь "15 УДИВИТЕЛЬНЫХ СПОСОБОВ СДЕЛАТЬ КРУТУЮ ФОТКУ".

Все эти "приёмы" или "магические па" не имеют ничего общего с "живой" фотографией.

Вообще стоит задуматься, что подразумевается под словосочетанием? Для кого-то это может быть просто высшая похвала фотографа, которая в принципе ничего за собой не несёт. Для других – ощущение, выражающиеся в понимание, что изображено на снимке, что демонстрирует фотограф, соотносится ли это с внутренним миром зрителя, его воспоминаниями, взглядами на мир и собственными переживаниями. Зритель может быть даже не согласен с автором, но подобная фотография настолько "живая", что заставляет его поверить во всё происходящие и выдать свою неподдельную реакцию.

Стоит также определить, что такое "неживая" фотография.

Тут всё намного проще. Это фотография, в которую мы не верим, она нам индифферентна по той причине, что мы чувствуем и видим все её искусственные приёмы. То же самое, когда в фильме намеренно убивают персонажа, к которому не успели привыкнуть, нам будет абсолютно всё равно, и в дальнейшем сложно смотреть, как остальные герои подобного фильма, переживают утрату. Конечно даже такую ситуацию можно "оживить" и, допустим, обыграть это каким-нибудь комическим образом.

Если выразиться максимально просто и понятно, то «мёртвый» снимок тот, который не вызывает ничего, кроме скуки.

Исходя из этого, определения, можно понять, почему существует столько горячо обсуждаемых снимков, которые не несут в себе никакой эстетической нагрузки. Они вызывают обсуждение , эмоции, и порой даже те снимки, абсолютно отвратительны по эстетике, могут быть прекрасны в той реакции, которую испытывает зритель.

Проблема фотографий, описанных выше, заключается в том, что они сильно привязаны к контексту времени, в которое их публикуют, и тем проблемам, которые в них разбираются. Их "жизнь" может быть совсем не долгой, такие фотографии можно сравнить с комарами. Да, они живые, вы чувствуете их присутствие, они даже могут оставить на вас след на некоторое время, но жизнь их недолговечна.

Живая фотография это обязательно "натуральные" цвета?

Вовсе нет, есть множество примеров, где мы имеем дело с абсолютно плоским "химозным" цветом, но эти снимки всё равно живые. Возвращаясь к вопросу о "перебарщивание" с обработкой, стоит отметить, что необходимо развить в себе способность что-то НЕ СДЕЛАТЬ. Это вопрос органики вашего снимка, всё зависит, в какой ситуации мы применяем ту или иную обработку. «Переборщить» с обработкой – разрушить иллюзию созданного вами мира. Допустим, сделать очень сочные цвета в фотографии, где изображено поле и закат. Мы как бы усиливаем красоту и без того красивого места, и это обман. Более того, в повседневной жизни, мы сталкиваемся с полями и знаем, что цветы на этом поле не кислотно-жёлтые, что у них есть фактура. Если сюжет этого снимка посвящён "свежести", некой романтике, то зачем создавать очень агрессивные, яркие цвета? Для такого решения, должно быть довольно сильное концептуальное обоснование.

Вернемся, к примеру, со снимками природы. Предположим, мы решили превратить поле в графику и избавиться от цвета. Допустимо ли такое? Конечно, но опять же, в каких случаях? Если наш сюжет посвящён движению, ритмике, форме, можно превратить снимок в графическое изображение. Важно помнить, что тогда ничего от "свежести" не останется.

Из описанных мной примеров понятно одно – "живая" фотография демонстрирует некий мир, который существует по своим законам. Мы готовы верить в существование подобной среды, разрешаем себя обманывать и вступаем в диалог с произведением. Такие снимки становятся частью нашей жизни.

Живая фотография - это правдивая фотография?

Стоит начать с того, что ни одна фотография не является правдой. Даже если изображены события, которые были в действительности, если вы сняли её абсолютно случайно и никак на неё не влияли, и не обрабатывали – всё равно не будет абсолютной правды.

Трудно перечислить все факторы, которые влияют на восприятие снимка, любой снимок не однозначен. Даже самая плохая фотография в мире, помещённая на выставку и дополненная каким-нибудь текстом, может стать шедевром, проданным за миллионы долларов.

Фотография – это всегда чья-то точка зрения, чей-то концепт, в зависимости от того куда вы её поместили или рядом с чем, в какое время вы её решили раскрыть миру, в какой стране и так далее.

Крупность, с который был сделан снимок, на какую технику, при каком освещении и в какой момент....

…всё влияет на фотографию.

Спрашивать, правдива ли фотография, всё равно, что спросить, правдива ли буква? Это вообще вопрос правды в целом.

 

Хотите узнать больше?

Выбирайте профессиональные очные курсы фотографии

webinar-курсы фотографии

Все о курсах фотографии, новости мира фотографии, уроки по фотографии и многое другое. Просто подпишитесь!

Нажимая на кнопку «Отправить», я даю « согласие на обработку персональных данных.»