Проект "Селфи Камер" – синтез двух жанров: натюрморта и портрета. За очевидным и простым приёмом, скрывается острота мышления и мастерство фотохудожника. С концептуальной точки зрения проект – многоуровневая система смыслов и игр со зрителем.
Мы видим красочные натюрморты, на которых представлены разные модели фотокамер. На первый взгляд, все камеры сняты с заурядной центральной композицией, однако, мгновенно подмечаем очевидные различия в форме самих камер и окружающей среде, в которую эти камеры поместили. Теперь у них есть "жилища", некое пространство, которое удивительным образом дополняет форму фотоаппаратов и раскрывает (или навязывает) им новый внутренний мир.
Название проекта, также имеет огромное влияние. Оно вновь привязывает нас к пониманию того, что это не реклама фототехники, не выставленные кем-то на продажу фотоаппараты с красочными фонами для привлечения внимания.
Это – автопортреты фотоаппаратов. То есть художник, в данном случае, всеми силами пытается оживить механизм.
В большинстве критических работ о фотографии, всегда идёт привязка к тематике смерти. Фотографы на протяжение десятилетий ведут борьбу, чтобы люди на фотографиях получались "живыми", техника и само свойство фотографии изначально стремится к обездвиживанию (к умерщвлению) объектов съёмки. За примерами далеко ходить не надо, что может быть более мёртвым, чем стоковая фотография?
Так удалось ли фотографу «оживить» камеры и победить нависший над всеми фотографами рок безжизненной статики? С одной стороны – да, безусловно камеры получили характер, новый окрас и благодаря окружающей среде в них вдохнули «новую жизнь». Однако, автор не стал уходить слишком далеко, не захотел превращать технику в сказочных персонажей и давать им возможность действовать самостоятельно, как героям мультипликационных картин (вроде ожившей мебели из «Красавица И Чудовище»). Центральная композиция обездвиживает объекты – убивая всю их динамику. Поэтому при просмотре этих работ и возникает двоякое чувство, вроде бы техники ожившей, но ещё не перешедшей в разряд сказочной. Перед нами фотоаппараты, которые обладают своим характером, каждый кадр наполнен определённым настроением и в этом заключается тонкость и мастерство фотографа, что без лишних выразительных средств, без сказочных песен и плясок, а лишь с помощью точного понимания формы и цвета, фотограф смог передать нам настроение и ощущение жизни, там, где этого, как казалось, не может быть в помине.
Текст: Н.Н. Жолудев ©